Памятка для родителей и педагогов Признаки вовлечения несовершеннолетнего в экстремистскую (террористическую) организацию 1. Внезапное изменение лексики, не связанное с получаемыми новыми знаниями в ходе образовательного процесса. Резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения и проявляются признаки нетерпимости. Устойчиво произносятся ра-нее не употреблявшиеся ими слова, которые не характерны для конкретной микросоциальной группы или семьи и обозначают, в том числе: — иерархию в религиозной или военизированной структуре (эмир, эмират, джихад, моджахед, пас-тор, учитель, старейшина, гуру и т.п.); — новые социальные обязательства (иншалла (клянусь), «хлебом клянусь», упоминание названий джамаатов, к которым принадлежит человек, крещение «святым духом», поклонение субботе); — произнесение цитат из религиозных текстов, текстов из выступлений политических лидеров, дея-тельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, или ссылки на них. 2. Резкое изменение в поведении, появление ранее не характерных для конкретного человека характеристик: — общительный молодой человек становится замкнутым, настороженным; — раздражение в случае расспросов о его состоянии; симптоматика устойчивого страха, подозрительности; возможен и диаметрально противоположный вариант — человек становится уверенным, даже самоуверенным и высокомерным, получая поддержку в новой социальной группе; — внезапная интенсивная увлеченность силовыми видами спорта, восточными единоборствами, рукопашным боем или боями без правил, стрельбой, владение холодным оружием; — изменяется отношение к женщине (поддерживаются и одобряются разговоры о неполноценности женщин, их невысоких умственных способностях и личных качествах; отношение к женщине становится высокомерным, как к «низшему существу»); — резкое и внезапное изменение пищевого рациона (например, отказ от блюд из свинины, обилие растительной пищи и травяных приправ); — повышенное увлечение вредными привычками, прогрессирует ненормативная жаргонная лексика; — частая смена сим-карт. 3. Подросток или юноша проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм: — наличие большого числа сохраненных ссылок или файлов с текстами, видеороликами или изображениями экстремистско-политического или социально-экстремального содержания; — удаление истории посещения сайтов и иных файлов, содержащих данные о работе в сети, практически после каждого выхода в сеть Интернет; — внезапная, без видимых причин увлеченность религиозными, эзотерическими материалами (видеоролики, тексты, специализированные электронные ресурсы), в разговоре – ссылки на новые авторитеты в этой области или ссылки на содержание видеороликов, текстов, сайтов; — увлеченность специальными компьютерными играми, в которых разыгрываются смешанные (он-лайн и офф-лайн) сценарии, основанные на пропаганде религиозного, расового, этнического, политического противостояния, включающие прямые насильственные действия в реальной жизни и требующие фото-, видеоотчета в он-лайн режиме (например, электронная «Большая Игра. Сломай систему»); — псевдонимы в интернете, пароли и т.п. носят крайне экстремистский характер. 4. Резко изменяются стиль одежды и внешний вид, соответствуя правилам определенной субкультуры: — девушка начинает носить хиджаб; из гардероба исчезают «вызывающие» элементы одежды (декольтированные блузы, короткие юбки, чрезмерно яркая и пестрая одежда); изменяется прическа (голова в общественном месте всегда покрыта платком); из обихода исчезают духи и косметика; — юноша перестает носить галстук; цвета одежды «темнеют» и становятся однородными; появляются специализированные четки; отращивается характерная бородка (лица, принадлежащие к ваххабизму, пе-рестают носить нижнее белье, что соответствует особой традиции); — появляются татуировки (элементы одежды) на арабском языке, чаще всего цитаты из исламских религиозных текстов, а также из культуры «исламских моджахедов», языческие руны (татуировки на япон-ском или китайском языках в современной культуре воспринимаются скорее как интересные картинки, придавая владельцу стиль и элемент загадочности); — в гардеробе появляются одежда с нацистской символикой, стилизованные ботинки, предметы-атрибуты (например, значки с нацистской символикой); наносятся татуировки с нацистской символикой или цитатами из соответствующих источников; стрижка очень короткая или голова обривается. 5. Появление новых знакомых-приятелей с неочевидной социальной идентификацией: — новые знакомые не принадлежат к одноклассникам; — по возрасту значительно старше; — явное несовпадение круга интересов и круга знакомых; — новые знакомые не сообщают сведений о своей предыдущей жизни или умышленно искажают их; — новые знакомые избегают знакомства с семьей или ближайшим окружением обучающегося, пред-почитают общение он-лайн или в собственной группе. Как вербуют? Социальные сети — действительно основной инструмент вербовки, и он работает безотказно. Именно в Интернете проще всего поддерживать постоянный контакт с жертвой. Именно в Интернете про-ще всего воздействовать на психику человека, не вызывая совершенно никаких подозрений. 1 этап. Установление контакта. С подростком или юношей входят в контакт через социальные сети, якобы для знакомств и обще-ния. Либо – через сплошную рассылку, так называемый «сев». Предварительно вербовщики исследуют странички в социальных сетях для первичного отбора более подходящих кандидатов. Вербовщики (в случае с экстремистскими и террористическими организациями) – это специально обученные люди, во время общения и взаимодействия с кандидатом они «прощупывают» его слабые места. Новый «друг», появившийся «совершенно случайно», начинает вести задушевные разговоры и выпытывать подробности личной жизни. При этом подростку хочется рассказать ему обо всем, потому что этот чело-век очень тонко чувствует его эмоции. 2 этап. Предлагают то, в чем он нуждается. Этот человек может бескорыстно помогать подростку, если у него есть трудности, может стать близким другом, соратником, учителем. Главное — он будет удовлетворять его потребности. Если нужен молодой человек/девушка – станет им. Если нужен друг – будет другом. 3 этап. Изоляция от семьи и друзей. Подросток начинает чувствовать, что его привычное окружение — враждебно. Ему кажется, что его семья настроена против него, друзья желают зла. Если после разговоров с новым другом вы чувствуете, что кругом враги, скорее всего, вас вербуют. Жертву непременно нужно оторвать от близких, но лучше, если она сделает это самостоятельно. 4 этап. Ответы на все вопросы. Мир будто бы становится черно-белым: есть добро и есть зло, отличить одно от другого проще простого. Есть человек, который знает, как жить правильно, и он указывает подростку путь. Скорее всего, именно на этом этапе с ним заговорят о религии/эзотерическом учении/радикальной политической системе. 5 этап. Дадут понять, что он избранный. То есть не такой, как все. Более того, существует общество таких же избранных, и его место, разумеется, там. Одновременно новые знакомые могут угрожать ребенку. Как бороться: 1. Просветительская работа, касающаяся религиозных культур. Беседы с учащимся о том, с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждение политической, социальной и экономической обстановки в мире, межэтнических и межрелигиозных отношений. Подростку трудно разобраться в хитро-сплетениях мирового социума, и экстремистские группы часто пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии. 2. Психологическая коррекция. Важны убеждение и внушение, в том числе с религиозным обоснованием, того, что необходимо продолжать активную жизнедеятельность: обучение, труд, общение с род-ственниками и т.д. Нельзя осуждать категорически увлечения подростка, идеологию группы — такая мане-ра обязательно натолкнется на протест. Необходимо попытаться выяснить причину экстремистского настроения, обсудить, зачем это нужно подростку. Основой «контрпропаганды» должен стать тезис о том, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, про-фессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны стать мягкость и ненавязчивость. 3. Идейно-патриотическое воспитание на основе истории и идейно-политическое просвещение. Контроль информации, которую получают учащиеся. Обращайте внимание, какие передачи смотрят, какие книги читают, на каких сайтах бывают. СМИ — это мощное оружие экстремистов в пропаганде. 4. Социальная реабилитация к жизни в реальных условиях. Контроль досуга учащегося. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для реализации самовыражения подростка, значительно расширят круг общения. Ограничьте обще-ние подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать его от лидера группы. Как избежать: 1. Разговаривайте. Вы должны знать, с кем общается Ваш ребенок, как проводит время и что его волнует; 2. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения, вопросы религии. 3. Обеспечьте досуг. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения Вашего ребенка, значительно расширят круг общения. 4. Контролируйте информацию, которую получает Ваш ребенок. Обращайте внимание на то, какие передачи он смотрит, какие книги читает, какие сайты посещает.